среда, 3 июня 2015 г.

«МУЗЫКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ТЕАТР УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ».

Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Существенные изменения происходят и в музыкальной культуре, которую теперь представляют несколько новых влиятельных творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре (XVI век) и др.
Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке. Вместе с тем развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи.

Художественная культура Ренессанса — это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV–XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Кроме того, в них ярче проявляется личность автора, творческая индивидуальность художника (это характерно не только для музыкального искусства), что позволяет говорить о гуманизации как о ведущем принципе ренессансного искусства. В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.
Лоренцо Коста. «Концерт» — картина эпохи Возрождения
К XV веку складывается так называемая полифония «строгого письма», правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)— так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, в связи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.

Итак, как мы видим, период Ренессанса—сложный период в истории развития музыкального искусства, поэтому представляется разумным рассмотреть его более подробно, уделяя при этом должное внимание отдельным личностям.
 
Театр Шекспира

Вильям Шекспир – один из величайших «титанов» эпохи Позднего Возрождения. Ренессансные идеи с огромной художественной силой воплощены им в сфере театра. Имя Шекспира стоит в одном ряду с именами великих мастеров искусства. Вторая половина XVI века – это время кризиса идей гуманизма. Обнажается трагическая сущность жизни Человека. Неразрешимы её конфликты. Бесплодна борьба со стихией, будь то мировое Зло, силы природы или бушевание собственных страстей.

Вильям Шекспир
Английский театр рубежа XVI-XVII веков представлял собой замечательное зрелище. С одной стороны – появление пьес, написанных учёными магистрами, выпускниками университетов с их подражанием древнегреческим и древнеримским авторам. С другой – крепкие традиции народного площадного театра, который заменял в эпоху средневековья и радио, и телевидение. Театральные труппы колесили по всей стране.

Сам Вильям Шекспир был актёром лондонской труппы, судьба которой складывалась довольно счастливо. Труппа была признана лучшей в городе. Она построила для себя большое здание «Глобус». С 1603 года стала именоваться королевской труппой и представляла свои спектакли при дворе.

Пьесы Шекспира писались для определённого состава актёров. Не опубликованные в печати, они являлись сразу на подмостках. Женские актёры исполняли мальчики-актёры. Декорации были минимальными. Для изображения поля боя на сцене появлялись два воина с мечами. Выносили трон, и зритель оказывался во дворце, ставили кушетку – и сцена превращалась в уютную комнату.
Шекспир, в отличие от прежних авторов, ввёл в характеры героев многоплановость. Его герои – это люди волевые, сильные, с пылкими сердцами, которые обуревают горячие страсти.

Гамлет призван отомстить за смерть своего отца («Гамлет»). Он кажется нерешительным, медлит, но оказывается многосторонне одарённым учёным, поэтом, воином, человеком огромной силы духа, наделённый тонкими чувствами.

Многогранен образ Отелло (спектакль «Отелло»). Бесстрашный полководец и смелый боец, доверчивый человек редкой душевной чистоты, прямой и честный, он беспощаден к измене и своим собственным ошибкам.

Король Лир – вначале самовластный монарх-деспот, обнаруживает впоследствии лучшие качества человеческой души, но лишь тогда, когда на него самого обрушиваются несчастья.

Макбет – сильный, жестокий военачальник, сметающий всё на своём пути к трону, переживает глубочайшую трагедию благородного некогда человека, которого страсть к власти толкает на кровавые преступления.

Сложные хитросплетения человеческих судеб в пьесах Шекспира всегда заканчивается верой в мощь и красоту души человека.

Действие драм Шекспира разворачивается стремительно. Сцены сменяют друг друга, и, как в жизни, рядом оказывается высокое и низкое, красота и безобразие, печаль и смех.

Комментариев нет:

Отправить комментарий