среда, 3 июня 2015 г.

«Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Садово-парковое искусство Китая. Типы японских садов».

Индуи́стский храм, или манди́р — место поклонения для последователей индуизма. Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности.
Индуистский храм может представлять собой отдельное здание или часть какого-то здания. Основной отличительной чертой индуистского храма является присутствие мурти, которому или которым и посвящён храм. Во время обряда освящения храма, Бога в одной из Его форм или деву приглашают «воплотиться» в каменное, металлическое или деревянное мурти и начать принимать поклонение. Храм обычно посвящается мурти одной из форм Бога или одному из девов. Это мурти выступает как главное божество, наряду с которым устанавливаются «второстепенные» мурти других форм Бога или девов. Однако, также существует много храмов, в которых сразу несколько мурти играют роль главных божеств.

                             

Индуистские храмы известны под разными именами в различных частях света, в зависимости от языка, на котором говорит местное население. Слово «мандир» или «мандира» используется во многих языках, включая хинди, и происходит от санскритского слова мандира, что в переводе означает «дом» (подразумевается дом Бога).
В Индии и многих других странах, управлением каждого храма занимается совет храма, который заведует всеми финансовыми и управленческими вопросами, а также устройством различных мероприятий и фестивалей. Совет обычно состоит из нескольких членов и возглавляется председателем.
Во многих деревнях в Индии существует обычай поручать управление храмом наиболее уважаемой местной семье.
Много храмов в Индии имеющих археологическое или историческое значение, находятся под управлением Археологического управления Индии.
Древнейшие храмы в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии, которую характеризовали огненные жертвоприношения «яджны», к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу в одной из его многочисленных форм или ипостасей. Строительство храмов и способы поклонения описываются в древних текстах на санскрите, называемых агамами. Существуют значительные отличия вархитектуре, обычаях, ритуалах и традициях в храмах в различных регионах Индии. Особенно большая разница имеется между Северной и Южной Индией. Тысячи древних храмов были разрушены во время исламского господства. Особо сильно пострадала Северная Индия, находившаяся под властью мусульман в период с 1200 по1700 год. Только в Южной Индии некоторые наиболее важные храмы сохранились до нашего времени.
              

Мистическим аналогом тела-жертвы и гopы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Капдарья Махадева в Кхаджурахо (Х –XI вв.). 
В плане он повторяет прямоугольную форму той священной травяной подстилки, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы – напитка бессмертия. Поэтому eгo сакральный план, в кoтoрый вписана фигура космического человека, мыcленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного пopтuка, зала для верующих и святилища.
Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гopy Меру – мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев.
Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Кaменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.
Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям. 

                             
Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов.Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.
                             
      Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.
Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.

В отличие от лаконичных садов для простых китайцев, императорские парки и сады поражали силой размаха, призванной продемонстрировать могущество правителей и вельмож. Роскошные постройки образовывали целые комплексы павильонов и галерей, соединенных между собой с соблюдением принципа «дверь в лето». Оконные проемы согласовывались между собой таким образом, чтобы из одной части парка можно было созерцать другую.

Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.
                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий